Статья в газете "Пермские строители"

Бизнесом движет воля, а системой менеджмента качества – ответственность руководства.

В начале сентября этого года исполняется три года успешной деятельности НОУ «Бизнес-школа Менеджмента Качества» в области разработки и внедрения системы менеджмента качества на базе требований стандарта ГОСТ Р ИСО(МС ИСО) 9001-2001.

За это время нашими клиентами стали около тридцати организаций в том числе и строительной отрасли г. Перми. Среди них такие организации как: ООО «Трест № 7»,ОАО Трест УРАЛОРГТРАНСТЕХСТРОЙ», ООО «Ландшафт.Архитектура.Дизайн», ООО «КлиматСтройСервис», ООО ИК «Арт-климат», ЗАО «Пермпромпроект», ООО «ВЕТЛАН - строй», ООО «Домостил плюс», ООО «Проектный институт реконструкции и строительства», ЗАО ТАКМ «ПРОЕКТ-ПЕРМЬ», ООО «Промакс», ООО «АСД Благовест», ООО «Пермское электромонтажное управление», ООО «Пневматик», ОАО «Центроспецстрой», ООО «ПАН», ООО «Предприятие «Барма», ЗАО «ГАЛС-Н», ООО «Монитрон», ЗАО «Промстрой», ЗАО «Дедал».
Многие их наших клиентов уже прошли сертификацию и получили сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001, некоторые готовятся пройти в скором времени.
Не раз мы писали статьи в газете «Пермские строители» и других изданиях о важности и актуальности внедрения системы менеджмента качества (СМК), а также о том, почему во многих организациях, получивших сертификаты на подтверждение этой системы, на самом деле нет никакого менеджмента качества, нет реальных улучшений.
И в этой статье мы вновь поднимаем вопрос: «Почему разработанная система менеджмента качества в некоторых организациях не приносит своих плодов», или «Что нужно сделать, чтобы в организации были видимые улучшения от внедрения системы менеджмента качества».
В Стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Основные положения и словарь» приведены восемь принципов менеджмента качества. Это системообразующие принципы, убери один из них, и система работать не будет. Вторым в этом списке является принцип, связанный с ответственностью руководства организации - «Лидерство руководителя». Приведем расшифровку этого принципа из стандарта: «Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации».
Вот вам и ответ, почему разработанная система, и порой очень грамотно разработанная система не приносит ожидаемого результата. Потому что, первое лицо организации - её руководитель так и не проникся идеями системы менеджмента качества, и не увязал её требования с основной производственной деятельностью организации. А в организации все начинается с руководителя и заканчивается им же. Не зря в народе говорится: «Рыба гниет с головы».
В одном из своих интервью профессор-консультант менеджмента качества, академик, вице-президент Российской Академии качества, Юрий Павлович Адлер, (партнер, почетный член НОУ «Бизнес-школы Менеджмента Качества») говорил: "Успех бизнеса определяется волей, решимостью и знаниями. И только потом деньгами и другими ресурсами. Менеджмент в России находится в неудовлетворительном состоянии. Первопричина в том, что очень многие менеджеры, особенно немолодого поколения, почему-то думают, что им не надо учиться. Это фундаментальное заблуждение. Менеджер - это человек, который должен учиться всегда, иначе он не будет эффективным».
Наша трехлетняя практика эти слова полностью подтверждает. К сожалению, мы знаем печальные примеры, когда, обученный коллектив организации загорался идеями системы менеджмента качества, устремлялся к улучшению своей работы, но директор не поддерживал свой персонал, так как даже ни разу не побывал на занятиях, не понял своей новой роли. В итоге в организации после ухода консультантов оставались хорошо прописанные документы, разочарованный персонал, и те же проблемы.
Но сегодня хочется говорить о нашем позитивном опыте и об организациях – наших клиентах, которыми мы гордимся, руководителей которых мы всем приводим в пример, где даже на стадии разработки системы менеджмента качества мы получили реальные улучшения в деятельности организации.
Когда меня спрашивают, в какой организации есть реально работающая система менеджмента качества, я всех направляю, прежде всего, к Елене Петровне Моховиковой – ООО «Ландшафт. Архитектура. Дизайн». Елена Петровна посетила все наши занятия по разработке системы менеджмента качества, настолько глубоко проникла в суть этой системы, что увлекла за собой весь свой молодой и очень способный коллектив. Уже при разработке системы менеджмента качества было выстроено четкое оперативное планирование, устранена несогласованность в деятельности между подразделениями. С внедрением программного обеспечения по оперативному управлению системой менеджмента качества, которую мы рекомендуем для результативного управления организацией, настроилась прозрачность в управлении организацией. Как результат - ускорились сроки выполнения работ, повысилась ответственность за результаты своей работы на всех уровнях организации. Как говорит Елена Петровна: « Управлять стало легче»!
Гордимся мы и ЗАО «ГАЛС –Н», генеральный директор Александр Петрович Петухов. Еженедельно в этой организации проводятся дни качества. Александр Петрович придает очень серьезное внимание анализу результативности работы по всем процессам системы менеджмента качества. По основным процессам определены количественные показатели результативности работы, и оплата труда увязана с результатами достижения показателей.
В ЗАО «Промстрой», директор Евгений Константинович Солдатов, заработная плата линейного персонала также увязана с выполнением показателей результативности по процессам.
Стерлягов Сергей Михайлович, ООО «Ветлан-строй», серьезно настроил свой коллектив на построение системы оперативного планирования в рамках требований системы менеджмента качества и постоянного улучшения своей работы. Ответственность за качество, показатели работы определены очень конкретно для каждой должностной единицы в организации и закреплены в должностных инструкциях. С ООО «Ветлан-строй» мы подписали договор на курирование внедрения системы менеджмента качества и её улучшения. В ближайших наших совместных планах выстраивание управленческого учета на основе процессного подхода с целью минимизации накладных затрат и экономии бюджета организации.
В ООО «Промакс», директор Александр Анатольевич Губанов, уже на стадии разработки системы менеджмента качества при описании процессов и разработке должностных инструкций на основе процессного подхода исключено дублирование функций, четко определены взаимосвязи между подразделениями, выстроены каналы передачи информации, что ускорило сроки выполнения поставленных задач, наведен порядок в документообороте организации.
Хочется большое спасибо сказать, главному инженеру ООО «Трест № 7» Мартьянову Сергею Львовичу, который является представителем руководства по качеству системы менеджмента качества организации. Благодаря его ответственности, и прямо-таки железной воле весь персонал организации был вовлечен в разработку системы менеджмента качества. Разработаны очень конкретные стандарты на процессы, четко распределена ответственность по процессам и за показатели работы. Руководители подразделений ответственно подошли к разработке должностных инструкций на основе процессного подхода, теперь они действительно являются настоящим руководством к работе, усилился контроль за качеством выполнения работ. В июле ООО «Трест № 7» успешно прошел сертификацию по системе менеджмента качества.
Также успешно в июле этого года пройдена сертификация в ООО «Домостил плюс», директор Любовь Викторовна Степанова. В этой организации большое внимание уделяется самоконтролю качества работ при выполнении каждой производственной операции и анализу удовлетворенности клиентов.
В каждой организации, с которыми мы работаем или проработали, есть свои достижения в выполнении требований системы менеджмента качества, так как, руководство серьезно настроено на внедрение, удалось вовлечь персонал в разработку СМК и улучшение процессов.
Со своей стороны мы стараемся выполнять нашу миссию: «Предоставление качественных консалтинговых и образовательных услуг в области менеджмента качества для повышения конкурентоспособности бизнеса наших клиентов».

Телефон : +7 342 294 10 84, +7 912 48 76 132, E-mail: shmk2@yandex.ru, Hours: 09:00-18:00 (+2 MSK, +5 GMT).