Сертификация по ИСО: жизненная необходимость или очередная формальность?

Не секрет, что волна интереса среди организаций строительной отрасли к сертификации на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 возникла в связи с отменой лицензирования на строительные виды работ.

«Что же делать? Как доказать, что мы организация серьёзная, а не какая – то сомнительная организация однодневка?» - спрашивают нас строители. Особенно обеспокоены этой ситуацией небольшие молодые организации, которые еще не успели заработать себе авторитет на строительном рынке и не обзавелись полезными связями. Некоторые подумывают о простом решении этой проблемы: купить сертификат, благо, такие предложения есть. К сожалению, липовые сертификаты, становятся востребованным товаром.

А между тем применение системы менеджмента качества (СМК), созданной на основе требований международного стандарта ISO 9000 и российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 является важнейшей задачей для каждой организации, которая хочет получать стабильную прибыль, иметь заказчиков, потребителей. В условиях высоко конкурентного рынка любой бизнес вести непросто, и строительный в том числе.

К примеру, нередко заказчик при достаточно большом объеме работ выставляет жесткие требования к срокам выполнения работ. И без должного уровня организации и управления работами порой эти требования сложно выполнить. Система Менеджмента качества, в частности процессный подход, позволяет очень четко выстроить этапы работ, распределить ответственность, определить критерии результативности работ, показатели результативности каждого этапа работ и конкретных исполнителей работ, исключить дублирование функций и, соответственно, неоправданные материальные и временные затраты. Ну и, конечно же, уважающий себя заказчик хочет получить не только выполненные в срок работы, но и высокое качество их исполнения. Гарантировать заказчику и не только заказчику, но и вообще потребителю такое качество работ можно только при наличии определенной системы.

Многие помнят, что в Советские времена в строительстве были такие системы. В частности, в штате организаций были инженера по качеству. Во многих строительных трестах были лаборатории, которые помогали осуществлять контроль за качеством работ. В настоящее время в строительных организациях нет, не только испытательных лабораторий, но и специалистов ответственных за контроль качества, в некоторых организациях нет даже технологических карт процессов. В основном ответственность за все виды контроля легла на плечи главных инженеров организаций, которые в силу своей загруженности не в состоянии осуществлять эту работу системно. В рамках СМК системной организации обеспечения контроля качества выполняемых организацией работ, выпускаемой продукции и оказываемых услуг уделяется особое внимание. Документируются все виды контроля: входной контроль проектной документации, контроль геодезической разбивочной основы, входной контроль материалов, изделий и оборудования, операционный контроль, лабораторный, геодезический, приемочный и инспекционный контроли, а также нормативное и метрологическое обеспечение контроля. Четко определяются этапы работ по осуществлению контроля, определяется какую ответственность за выполнение процедуры контроля несет каждое должностное лицо, как документируются результаты контроля, какие действия предпринимаются по результатам контроля, и кто их выполняет.

Особенно упорядочивается работа «линейщиков». В таком документе СМК, как контекстная диаграмма, фактически умещающемся на одном листе наглядно отображается весь процесс работы: кто, что, когда и с каким результатом делает; кто, что, кому передает и за что отвечает.

Приятно отметить, что все большее число руководителей организаций понимают, что СМК им необходима, что эта система наводит порядок в организации, помогает сохранить опыт высококлассных специалистов, разгрузить руководителей от решения сиюминутных проблем для осуществления стратегических задач.

Так в настоящий момент наша консалтинговая компания «Школа Менеджмента Качества» помогает разработать, внедрить систему менеджмента качества и подготовить её к сертификации на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 таким строительным организациям , как ООО «Предприятие «Барма», ЗАО «ГАЛС-Н», ЗАО «Промстрой», ООО «Строительно - монтажный Трест №6», ООО ФАБ/Восток».

Все эти организации подошли к разработке и внедрению СМК очень серьёзно. Вячеслав Викторович Смирнов, директор ООО «Предприятие «Барма», для ведения СМК специально принял в штат специалиста и обучил его по СМК. Вячеслав Викторович считает, что внедрение СМК в его организации – важный стратегический ход, и хорошая подстраховка от различных «нововведений» таких, к примеру, как отмена лицензирования.

Очень интересно нам работать с коллективом ЗАО «ГАЛС – Н». Александр Петрович Петухов, генеральный директор ЗАО сформировал молодой творческий, целеустремленный коллектив. Такой важный стратегический документ СМК, как «Политика компании в области качества» коллектив изложил в стихах. Не могу не привести хотя бы несколько строк из этого документа:

«Всегда, чтоб работы были на пять,

Хотим СМК мы в «ГАЛС-еНе внедрять,

А после улучшить систему ИСО,

Чтоб даже в Европе все знали в лицо».

Александр Петрович поставил перед своим коллективом задачу выйти на европейский уровень качества.

В ООО «Строительно - монтажный Трест №6» тоже возлагают на СМК большие надежды: хотят возродить былую славу треста 6/29. Уже в июле трест готовится пройти сертификацию в сертификационном органе ОС «Пермстройсертификация».

ОС «Пермстройсертификация» - наш стратегический партнер. Всем нашим клиентам мы рекомендуем проходить сертификацию именно в этом органе, потому что знаем высокий профессионализм экспертов этого органа. Сертификат, выданный Светланой Николаевной Тарановой, которая является директором ОС «Пермстройсертификация», признается на всех уровнях административной власти и профессиональной общественности. Вместе со Светланой Николаевной мы стараемся, чтобы СМК, внедренная в организациях наших клиентов, была не формальная, а реальная, которая выведет организацию на новый уровень профессионализма и конкурентоспособности.

С. Н. Лушникова,

директор НОУ «Школа Менеджмента Качества».

Телефон : +7 342 294 10 84, +7 912 48 76 132, E-mail: shmk2@yandex.ru, Hours: 09:00-18:00 (+2 MSK, +5 GMT).